Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ)

Если у ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности, то в этом случае воспитание дается нелегко. Родителей может расстраивать плохая учеба и поведение, после чего может сложиться впечатление о себе, что они плохие родители. Возникновение подобных ощущений вполне очевидно, но не оправданно. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) относится к заболеванию, которое не является результатом плохого воспитания. СДВГ поддается эффективному лечению, а для этого необходимо понимать состояние ребенка.

Дети, у которых синдром дефицита внимания и гиперактивности, испытывают большие трудности  в концентрации внимания, и по этой причине они не всегда справляются с учебными заданиями. По своей невнимательности они  делают ошибки, а на замечания они не обращают внимания и не слушают объяснений. В некоторых ситуациях, такие дети способны проявлять чрезмерную подвижность, а именно осуществлять много ненужных действий, например, вертеться, вставать, вместо того, чтобы спокойно сидеть и сосредоточится на учебном процессе или на других занятиях. Описанное поведение, зачастую, является неприемлемым в учебных заведениях и создает проблемы в школе и дома. В большинстве случаев, у таких детей наблюдается низкая успеваемость, они считаются непослушными, озорными, "терроризирующими" свою семью, а также своих одноклассников или сверстников вообще. Учитывая вышеописанное, такие дети очень часто могут иметь низкую самооценку. У них возникают некоторые трудности в построении отношений с другими детьми.

Причиной поведения, которое было описано выше, является недостаток некоторых биологических активных элементов в определенных мозговых отделах.

Данные Американской Психиатрической Ассоциации указывают, что синдром дефицита внимания и гиперактивности считается распространенным расстройством, встречающееся у 3-7 процентов детей, достигших школьного возраста.

Ниже описаны некоторые особенности поведения при СДВГ, которые делятся на три группы:

  • Симптомы невнимательности. Такие дети могут легко отвлекаться от текущей задачи, очень часто забывают, а также сосредотачивают свое внимание с большим трудом. С выполнением задания, а также соблюдением инструкций и организацией, у них возникают большие трудности. Очень часто может сложиться впечатление, что такие дети не слушают то, что им говорят. Их ошибки основываются на невнимательности, то есть иногда теряют школьные принадлежности и другие вещи
  • Симптомы гиперактивности. Дети с СДВГ зачастую кажутся нетерпеливыми, суетливыми, чрезмерно общительными, не способны долго усидеть на одном месте. В учебном заведении, в неподходящее время они пытаются сорваться с места. То есть, если сказать другими словами, то они как будто заведенные, постоянно в движении
  • Симптомы импульсивности. В частых случаях, в учебном заведении дети с СДВГ ответ на вопрос выкрикивают до того, как учитель закончит его озвучивать, когда говорят другие, они постоянно перебивают, так как им трудно дождаться своей очереди. Получение удовольствия дети с СДВГ не способны отложить. Они не способны отложить на потом то, что им хочется. Они проявляют желание получить желаемое именно в тот же момент, при этом не поддаются на разные уговоры

Синдром дефицита внимания и гиперактивности можно выявить, когда поведение ребенка имеет явные отличия от поведения других детей, которые имеют тот же уровень развития и возраст. Разница в поведении ребенка должна наблюдаться достаточно длительное время, то есть, как минимум, на протяжении полугода. Такие особенности в поведении проявляются до семи лет, а в дальнейшем их проявление обнаруживается в разных социальных ситуациях, а также отрицательно влияет на внутрисемейные отношения. В случае, если симптомы СДВГ имеют выраженную окраску, это будет способствовать социальной дезадаптации ребенка в учебном заведении, а также дома. Ребенка необходимо тщательно обследовать с помощью специалиста для того, чтобы исключить другие возможные заболевания, которые способны обуславливать данные нарушения.

Специалисты могут диагностировать синдром дефицита внимания и гиперактивности с преобладанием гиперактивности, невнимательности или импульсивности, а также это может быть как комбинированная форма. Данное диагностирование проводится в зависимости от основных нарушений.

Также у некоторых детей могут выявить и другие нарушения, которые являются сопутствующими СДВГ.

Данные нарушения включают:

  • расстройства развития навыков в учении, которые способствуют понижению успеваемости ребенка, в отличие от его сверстников
  • оппозиционное вызывающее расстройство, которое характеризуется буйным или враждебным поведением ребенка, умышленным непослушанием
  • расстройства эмоционального характера, которые проявляются в упадке сил, плаксивости, нервозности. У такого ребенка может часто пропадать желание проводить время с другими детьми. Он становится слишком несамостоятельным
  • наличие тиков также может быть сопутствующей характеристикой СДВГ. Тики могут проявляться довольно разнообразно: длительное сопение, подергивание мышц лица или головой, и так далее. В случае проявления сильных тиков, возможно возникновение внезапных выкриков, что способствует нарушению социальной адаптации больного ребенка

Причины

До настоящего времени, точных причин формирования СДВГ еще не обнаружено, однако специалистами считается, что симптомы СДВГ могут быть обусловлены целым рядом факторов. Некоторые из них описаны ниже:

  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности может передаваться по наследству, и это указывает на генетическую природу данного синдрома
  • Некоторые основания дают предположения что курение, употребление алкоголя во время беременности, недоношенность, а также преждевременные роды, способны увеличить вероятность развития СДВГ у ребенка
  • Травмы головного мозга, а также заболевания инфекционного характера, которые поражают мозг в раннем детстве, также могут создавать предрасположенность к формированию данного синдрома

Дефицит определенных химических элементов, а именно дофамина и норадреналина, лежит в основе развития СДВГ. Данный дефицит сосредотачивается в определенных областях головного мозга. Такие данные указывают на тот факт, что синдром дефицита внимания и гиперактивности - является заболеванием, которое требует необходимой диагностики и соответствующего лечения.

Симптомы импульсивности и гиперактивности у взрослого человека отходят на второй план. СДВГ у взрослого способен проявляться в отсутствии рационального планирования собственного времени, низкой академической успеваемостью, низкими способностями к запоминанию, а следствие этого, является низкий уровень достижений и успеваемости в профессиональной сфере. Взрослые люди с СДВГ могут иметь зависимость от веществ психоактивного действия, а также могут быть наркоманами и страдать депрессией.

При СДВГ, поведение ребенка может быть чрезмерно невыносимым. Зачастую, такое поведение заставляет родителей испытывать стыд и чувство вины. Присутствие у ребенка СДВГ совсем не указывает на плохое воспитание с родительской стороны. СДВГ является заболеванием и соответственно требует необходимой диагностики и последующего лечения. Применение эффективного лечения способно нормализовать поведение ребенка в школе или дома, облегчить его взаимодействие в социуме, с другими детьми и взрослыми, повысить самооценку, то есть способствует в раскрытии своего потенциала для того, чтобы вернуть его к полноценной жизни.

Помощь ребенку

Родителям ребенка необходимо вооружится правильным пониманием и знанием о СДВГ. Есть достаточно много источников, которые дают возможность почерпнуть полезную информацию. При СДВГ ребенок должен находиться под соответствующим наблюдением врача. Поддержка ребенка и психологическая помощь являются одной из сторон лечения.

Рекомендуется поговорить с учителями, у которых учится ребенок, о его поведении. Нужно убедиться в том, что они понимают происходящую ситуацию.

Лечение

Комбинированное лечение является наиболее оптимальным. Оно заключается в сочетании психологической коррекции и лекарственной терапии.

Все же не все люди понимают, что СДВГ является заболеванием, и некоторые в этом видят необоснованный "ярлык".

Иногда родителям бывает достаточно трудно принимать тот факт, что их ребенок страдает от этого заболевания, и могут быть возмущены диагнозом. Временами, родители могут полагать, что в данном заболевании они виноваты сами, объясняя это плохим и невнимательным воспитанием. Очень важно понимать и осознавать, что СДВГ является заболеванием. Применяя соответствующее лечение, можно улучшить социальную адаптацию ребенка, его учебу, а  также повысить способность заводить друзей и поддерживать дружеские отношения. Применение правильного лечение будет способствовать снижению напряжения в семье, нормализует домашнюю жизнь и сделает ее комфортной для всех членов семьи. Важность заключается в том, что применение правильного лечения у детей с СДВГ, повысит их шансы на здоровье, плодотворное и счастливое будущее. Если у родителей присутствует беспокойство, по поводу данного заболевания, его влияния на семью и будущую жизнь ребенка, то им необходимо поговорить со специалистом, который проконсультирует по данному вопросу. Также из-за недостаточного понимания существующей проблемы, может произойти откладывание лечения, что является, безусловно, неправильно.

Ниже описаны некоторые рекомендации:

  • Необходимо выработать позитивное отношение

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности очень болезненно реагируют на критику. Рекомендуется обратить внимание на более позитивную сторону ребенка и необходимо указывать ему, что СЛЕДУЕТ делать, вместо критики, осуждений и указаний на то, что ему делать НЕ следует.

  • Не нужно быть скупым на похвалу

Для детей свойственно расцветать тогда, когда их хвалят. Примером может быть похвала за то, что ребенок сделал домашнюю работу быстро и хорошо. Необходимо гордится достижениями ребенка, говорить ему о своих чувствах. Все совершают иногда проступки, поэтому вместо того, чтобы ругать или сердится на ребенка когда он что-то испортил, необходимо ему сказать что-нибудь утешительное, например: "не переживай, это можно исправить".

  • Необходимо ребенку помочь избавится от волнений

Прослушивание приятной музыкальной композиции, спокойные игры, теплые ванны, будут способствовать успокоению ребенка. Такими занятиями необходимо заниматься, когда ребенок разочарован или раздражен.

  • Рекомендуется для ребенка составить ясные и простые правила, по той причине, что детям требуется определенный распорядок. Благодаря такому распорядку они знают, что и когда им нужно сделать, при этом чувствуя себя спокойно. Ниже описаны дела, которые рекомендуется осуществлять ежедневно в одно и то же время:
  1. Обед и ужин в одно и то же время
  2. Дела, которые ребенку нужно сделать.  Необходимо ему помогать, вместо того, чтобы откладывать на потом
  3. Рекомендуется вести учет важных дел
  4. Ребенка необходимо учить планировать предстоящий день. Начать можно с собираний школьных принадлежностей
  • Рекомендуется больше общаться с ребенком. Можно обсуждать с ним совершенно разные темы, например, от случаев которые происходят у него в школе, до моментов, которые он видел по телевизору или в кино. Необходимо интересоваться тем, что думает ребенок. Можно задавать открытые вопросы, ответом на которые предстоит целый рассказ, а не односложная реплика. Давайте время ребенку подумать и ответить. Не нужно отвечать за него. Внимательно выслушивайте то, что говорит ребенок, позитивно комментируйте. Ему необходимо чувствовать что он, и его дела представляют для вас интерес
  • Необходимо ограничить количество факторов, которые отвлекают, при этом контролируя работу ребенка. Когда ему требуется сосредоточиться на выполнении определенного задания, ребенку для этого необходимо создать соответствующие особые условия. Если уменьшить отвлекающие факторы, это поможет ему лучше сконцентрироваться
  1. Убедитесь, что ребенок понимает суть предстоящей задачи и результата, который от него требуется
  2. Для того чтобы задания были выполнимыми для ребенка, их необходимо разбивать на несколько частей
  3. Если существует необходимость, контролируйте домашние дела и занятия ребенка
  4. Перерывы с определенной регулярностью дают возможность ребенку отдохнуть, после чего сосредоточится снова
  • На плохое поведение рекомендуется реагировать правильно
  1. Нужно ребенку объяснить, что именно вам не понравилось в его поведении.
  2. Необходимо избегать обобщений, например, вместо высказываний о том, что ребенок вас никогда не слушает, нужно указать, что ребенок не слушал вас именно в этой ситуации.
  3. В случае наказания, оно должно быть справедливым, и по своей строгости соответствовать совершенному поступку.
  4.  Не нужно спорить с ребенком
  5. Необходимо быть непреклонным в своих решениях, но никогда не нужно ему угрожать
  6. Конкретные правила с правильным распорядком дня существенно облегчат принятие норм поведения ребенком
  • Родителям также требуется отдых и время выделенное лично для себя. Можно пригласить кого-нибудь для того, чтобы посидеть с ребенком. Можно отправить ребенка к другу, которого вы знаете, и который заслуживает уважения
  • Если у вас не получается справляться с ребенком, необходимо проконсультироваться у врача, который поможет вам необходимыми рекомендациями